( 1-я часть в сокращении)
Депутатские будни Р.Р. ВАЛЕЕВА
Основываясь на своём небольшом опыте, я
могу сказать, что сам институт депутатства в нашей стране испытывает
значительные трудности.
Благая сама по себе идея местного
самоуправления трудно реализуема на практике, поскольку не подкреплена должными
правами муниципалитетов, полномочиями депутатов, а главное финансированием, несовершенной
системой взаимоотношения налогов. Федеральный центр давно изменил процент
налогов, оставляемых в республике; естественно, что Уфа стала забирать у
городов больше денег, чтобы профинансировать республиканские программы. Так,
например, в Салавате заглохла идея циркулярной трамвайной линии, троллейбусных
маршрутов, есть серьёзные проблемы благоустройства и доступного жилья.
Перспективные проекты нового моста через Белую, застройки правого берега пока
остаются "протоколами о намерениях". Тянется и тянется больничный
долгострой. Всего не перечислишь.
Обо всём этом и многом другом, конечно,
болит сердце у депутатского корпуса, у мэрии.
Но много ли возможностей у тех же
депутатов?
Закон РБ о статусе депутатов позволяет
депутату требовать проведения проверок учреждений и организаций по своим
запросам, инициации даже депутатского расследования, но на практике это только
декларация. На моей памяти расследований практически не происходило, всё
ограничивается просьбами к руководителям организации, а те всегда находят
отговорки и "объективные" причины, не позволяющие выполнить те или
иные требования депутата. Наказать нерадивого начальника депутат не может — вот
и воспринимают начальники депутатские запросы как некий посторонний шум. В
итоге результативность работы депутата невелика, и далеко не всегда он получает
от своей деятельности моральное удовлетворение.
Депутат может проводить всякого рода
собрания, конференции, рассматривать жалобы и предложения, может и должен
проводить приём граждан, а в итоге — вносить предложения в Совет по
нормализации того или иного явления. Сплошь и рядом эти депутатские предложения
руководителями, так сказать, "принимаются к сведению", а если
предложение не выполнено начальником, депутат никак не может на него воздействовать,
кроме как уговорами. Так что никакой реальной власти депутат не имеет. Это
очень серьёзный недостаток нашего закона о статусе депутата, посредник между
народом и чиновниками администрации.
По закону должностные лица должны давать
депутату ответы на его обращения, предоставлять все запрашиваемые документы.
Закон обязывает должностные лица принимать меры по требованию депутата и даже
привлекать виновных к ответственности. Получается, что депутат на бумаге закона
— вроде начальник всех начальников. Разумеется, такого нет. Депутат сплошь и
рядом только проситель, заступник граждан, своих избирателей.
Собственно говоря, именно этим по большей
части и занимается депутат.
В январе 1999 года коллектив Салаватской
ДЮСТШ ОСТО выдвинул меня кандидатом в депутаты Салаватского городского Совета.
Основные тезисы моей предвыборной
платформы были таковы:
— Отстаивать законность,
права и свободы всех слоев населения;
— добиваться своевременной
выплаты всех видов платежей;
— увеличить количество бесплатных
автобусов; для участников войны и пенсионеров добиться бесплатного проезда в
платных автобусах;
— сохранить имеющиеся спортсооружения и
школы, развить инвалидный спорт;
— сократить количество безработных;
— добиться жёсткого контроля за
использование бюджетных средств, оказывать социальную помощь малоимущим,
сиротам, матерям-одиночкам, студентам;
— принять комплексную экологическую
программу;
— добиться улучшения качества медицинского
обслуживания;
— способствовать восстановлению в
необходимом объёме разносторонней подготовки молодёжи к службе в армии;
— сохранить и развить детские
спортивно-оздоровительные учреждения; добиться их полного финансирования из
бюджета;
— добиться увеличения строительства
бесплатного жилья;
— пропагандировать физкультуру и спорт,
здоровый образ жизни.
С заметной долей огорчения и большой долей
самокритичности сегодня я должен признать, что в предвыборной платформе сильно
преувеличил свои возможности.
Оказалось, что не в депутатских силах
заставить руководителей своевременно выплачивать заработную плату — ряд
предприятий развалился, другие оказались в финансовом кризисе, денег не было, в
том числе и на зарплату. Транспортный кризис становился всеобщим,
"автобусно-трамвайные" организации стали убыточными, и «пытаясь
как-то укрепить свою рентабельность, стали повышать цены на услуги, и
пенсионеры опять оказались ущемлёнными. Из-за общего развала экономики число
безработных росло по всей стране, разумеется — и в Салавате, что тут мог
сделать рядовой депутат? Заставить работать нашу "Оптику"? Или
"Кардан"? Понятно, — не по силам. И всё же благодаря моей
предприимчивости и усилиям наша школа создала рабочие места. Тут я смею
утверждать, что кое-то мне сделать удалось.
Обольстился я и по поводу экологии,
медицины. Сейчас общеизвестно, к чему привели т.н. "реформы"
Минздравсоцразвития и революционные преобразования госп. Зурабова и его
компании. Трудно бодаться телёнку с дубом, невозможно региональному депутату
противодействовать указаниям центрального министерства. Это же можно сказать и
о жилье — не напрасно сейчас в народе говорят, что национальную программу
"доступное жильё" надо переименовать в "недоступное жульё".
Эта важнейшая социальная программа в масштабе России потерпела на сегодняшний
день полный крах. Ни ипотека, ни сертификаты ничего не решили.
По всем остальным пунктам своей
предвыборной платформы-программы, думаю, мне удалось сделать немало.
В своих предвыборных выступлениях я
говорил, что депутат должен быть независимым — от администрации, чиновников, от
своих директоров и начальников.
Я всегда решал вопросы смело, в отличие от
других руководителей, подчинённых администрации, потому что наша спортивная
школа самостоятельна, и я, как руководитель, основываюсь в своих решениях на
нуждах детей и тренеров-преподавателей. Ту же линию всегда проводил и во время
работы в городском Совете. Стену чиновничьего равнодушия, — говорил я, —
пробить нелегко, но я делал это и намерен продолжать делать впредь.
После распада СССР и изменения
государственного устройства мы все наблюдаем два взаимосвязанных явления, —
говорил я, — резкий рост преступности и мощное усиление карательных органов,
увеличилось число сотрудников милиции, созданы РОСМ, ОМОН, СОБР. Но одними
карательными мерами проблему преступности не решить. Преступление лучше и
дешевле предотвратить. Проще и выгоднее открывать спортивные школы, чем
расширять тюрьмы. Не секрет, что основная часть преступников — это юнцы,
выросшие в бестолковом уличном времяпрепровождении и привыкшие жить не по
законам коллектива, а "понятиям" стаи.
Я настаивал: надо резко повысить развитие
физической культуры, и культуры организованной. В моей школе, — рассказывал я,
— занимаются в среднем 300 юных граждан города. Тристо семей могут быть
спокойны за своих детей, они не станут сосать пиво в вонючих подъездах, их не заманишь
наркотиком. Они будут здоровы. Мы занимаемся не только массовыми видами спорта,
мы готовим мастеров, чемпионов России и международных соревнований. Мы
занимаемся и развитием инвалидного спорта в нашей школе, — думаю, понятно,
насколько это важное, подлинно гуманистическое направление деятельности.
Несмотря на тяжёлую финансовую обстановку
последних лет, нам удалось сохранить уникальный тренерский коллектив. А вынос
соревнований на улицы города даёт возможность тысячам салаватцев окунуться в
атмосферу соревнований. Уважение к истории города, к памяти наших старших
товарищей привело нас к открытию традиционных соревнований, на которые
съезжаются спортсмены всего Урала (мемориал Владимира Петровича Иванова).
Уверяю вас, всё это требует огромного
труда, — говорил я. И всё же нередко приходится слышать обывательские упрёки,
что наша школа помимо чисто спортивной работы ведёт коммерческую деятельность,
торговлю. Но именно это деятельности благодаря наша спортшкола смогла выжить в
наши трудные времена. Мы не получаем средств от оборонного общества РОСТО. Мы
сами платим налоги. Средства от нашей коммерческой деятельности идут не в
частный карман, а на содержание школы, на оплату труда тренеров, на обновление
материально-технической базы, на поездки и командировки, на соревновательные
расходы, на пропаганду спорта и нашей работы в СМИ.
Кроме того, благодаря торговой
деятельности, мы открыли более 200 рабочих мест, где трудятся в основном
женщины.
Чаще всего свои выступления я заканчивал так: "Уважаемые избиратели, я не хочу, чтобы сложилось мнение, что я как депутат буду