90-е ГОДЫ. НАС ЗАМЕТАЛО-ЗАМЕЛО
На переломе эпох разом выпали снега забвения. И многое из того, что было дорого, чему поклонялись, стало попираться, особенно в столицах. Это мне довелось увидеть и не раз своими глазами и в большом городе на Москве- реке, и северной Пальмире – городе на Неве.
Благо, в глубинке России, подальше от центра хватило ума не ломать через колено историческую память. Именно так произошло в Башкортостане, в родном Салавате. Не стали срочно переименовывать улицы, названные именами революционеров, сносить памятники. В Салавате устояли и Владимир Ульянов ( Ленин), и Феликс Дзержинский. Не повезло только Олегу Кошевому – по ветхости убрали его. И все же, памятники выглядели несколько неухоженно, особенно железный Феликс – бронза позеленела. Ну, а Ильич был в январе 2001 года запорошен снегом. На его голове и плечах шапки снега, и сам он высился из сугроба. Подзабыли об основателях государства. Может, оно и к лучшему, Уцелели.
А вот забытье о том, что «Из всех искусств важнейшим является кино» привело к тому, что в центре индустриального Салавата зачах любимый нами кинотеатр «Комсомолец». Печальное зрелище 2001 года – засыпанные снегом остовы некогда самого посещаемого культурного очага. Помню, какие мы выстаивали очереди, чтобы в пятый раз увидеть фильмы «Железная маска», «Крестоносцы» или «Три мушкетера», выходили из кассы, как из бани, но счастливые. Этот кинотеатр в 90-естал символом того, что в России не до духовных ценностей. Мы богатые, и можем позволить себе держать в разрухе такое капитальное здание. Выкинули на свалку истории не только кинотеатр с бодрым названием, но и комсомол, который воспитал несколько поколений патриотов Родины.
Когда я смотрел на памятники, и пришло в голову название этих заметок «Снега забвения». Да, в лихие 90-е годы белые хлопья на какое-то время выпали так обильно, что щемило сердце и грустные мысли посещали, когда вновь и вновь я возвращался в родной город. Вот некоторые дневниковые записи той поры:
- Развилка исстари в России святое место. Там обычно ставили большой камень. На нем писали, что будет, если пойти направо, налево или прямо пойдешь.
- Так сказки начинаются, - заметил Сережа.
- Хорошие сказки,- задумчиво ответил я.
Экскурсия к развилке оказалась в метельную погоду и поэтому впечатление от увиденного соответствующее. Из сугробов поднимались вверх старые ржавые трубы. Наверху щит о том, что соседнему городу Ишимбай - юбилей. Всё это выглядело заброшенным, будто указатель-вывеска какого- то колхоза, которого уже раздавила перестройка. Этот указатель на развилке трех дорог никак не поднимал имидж индустриально развитых соседних городов. Не до этого. Великая страна – Советский Союз рухнул, погребена вторая в мире держава.
КОГДА СТРАНА НА РАЗВИЛКЕ ДОРОГ
Государство оказалось на развилке двух общественно экономических систем. Было несколько путей перехода от социализма к капитализму.
У нас младодемократы избрали шоковую терапию. Одни назвали её спасением, а другие – худший вариант из всех возможных. Автору доводилось лично встречаться с вдохновителем «шокововой терапии» в середине 90-х Егором Гайдаром. Одно скажу – передо мной был фанат переустройства. Но это отдельная история. За осуществление принципа «Давай рыночную экономику, мы за ценой не постоим», пришлось расплачиваться, как всегда, народу, причем миллионами жизней, будто война. Замерзли и цеха заводов и комбинатов, которые были гордостью башкирской нефтехимии. Мне довелось в 2003 году при подготовке 12 страниц о «Салаватнефтеоргсинтезе» для книги «Салавату-55 лет», воочию увидеть, что сталось с цехами комбината, в том числе и моим цехом № 8 (по первой доармейской профессии я-оператор атмосферно-газофракционирующей установки – словом Салаватский нефтехимик, коренной для города профессии), Ощущение – «фашист пролетел», «Сталинград после бомбежек».
Конечно, реформаты не хотели такой разрухи. Они хотели, как лучше … Они засыпали снегами забвения не только лозунг « Все во благо человека, все во имя человека». Они предложили забыть многие страницы истории, или их переписать заново, отказавшись от достигнутого, очернив все красные страницы в летописи нашей истории.
Выбор дороги был тяжелый, многострадальный. В таких условиях, кому какое дело до развилки дорог к трем городам в провинции?! Никому это было не нужно. Средств не было и нет. Главная заботушка власти - прокормить людей, выдать зарплату, организовать транспорт, выдать пенсии.
А забота о духовности стала носить пожелательный характер. Когда в 90-е годы было ясно, что после департизации и деидеологизации нужно предложить людям что-то, стали срочно разрабатывать национальную идею. Много копий лучшие умы демократов сломали. Но только ничего нового не придумали, как веру в коммунизм заменить верой в Бога и Аллаха. Чтобы скорее в душу атеистов пришла духовность, решили восстанавливать церкви и мечети. Богоугодное начинание возложили на плечи самого народа, верующих. После этого стали реставрировать старое и строить новое. Но денег хватало на фундаменты и местами стены. Культовые сооружения в большинстве превратились в долгострои. Сбор средств на строительство храмов для некоторых стала профессией. Государство бедное, латает экономические дыры, а служители с протянутой рукой на протяжении десятилетий.
Тем временем верующие проводили службы и обряды в приспособленных помещения, квартирах. Они думали, что церкви и мечети будут строить в первую очередь, однако это оказалось не так. Около железнодорожного вокзала начали строить Князь-Дмитровскую церковь, а на улице Губкина на месте прежней мечети аула Кудакаево принялись возводить мусульманскую мечеть. Места, конечно, хорошие. Оставалось набраться терпения. Божьей милостью старания властей и простых людей за десятилетие удалось салаватцам построить храмы.
Справедливости ради скажем, что снега забвения стали нас засыпать не только с наступлением нового времени. Еще раньше они выпадали и также густо. При строительстве салаватского нефтехимкомбината и города были погребены в неизвестность деревни и аулы, некоторые из которых упоминались еще три века назад. Дома разрушили, земли разровняли, озера засыпали землей и песком. А жителей переселили в соседние города. Заросли лесом и кустарником кладбища.
Кто-то считал, что раз нет деревень – нет проблем. Все надо забыть и открытыми глазами смотреть в будущее. Однако в жизни не всё так гладко. Нет- нет да ударит током прошлое. Так было и со мной, когда я пытался найти свою деревню «Кызыл аул», идя пешком из Ишимбая до Салавата. Скажу коротко: ощущение будто вижу снова фильм Тарковского «Сталкер» и передо мною «зона». Но об этом отдельный рассказ.
Говорят, что переселили 32 тысячи человек. Нарушили уклад жизни, разлучили семьи, родных, друзей, соседей Моя деревня Кызыл аул перестала существовать в 1966 году. С тех пор установилась тишина. Редкие статьи в городской газете с сочувствием к судьбе погибших деревень. Десятилетия слышались стенания о том, что нельзя так разом порывать со своей историей, забывать былое. Поэтому некоторые жители стали писать свои воспоминания. Словом, народ стал сам разгребать снега забвения.
Как всегда в России инициатива по наведению порядка с природными катаклизмами начинается сверху. С приходом Путина постепенно попрание нашей истории, обычаев, традиций снизило обороты. Все меньше стало в правительстве любителей бороться со своей историей, а в СМИ, на экранах телевизоров воюющих не с недостатками переходного периода, а с прошлыми, причем самозабвенно, будто все только-только произошло. Этот перекос преодолевался, и возвращался здравый смыл. Посыпая себя пеплом, мы никак не обретали в мире больше уважения и почитания. Чем больше валяемся в исступлении в ногах «цивилизованного мира», тем больше об нас вытирают ноги.
В 2002 году при поддержке администрации города вышла книга « Возвращение к истокам», а позже построили мемориальный комплекс «Земля Юрматы».